Гарин Юрий Георгиевич
СВОД ПРАВИЛ ЭТИКЕТА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫокончание
РАЗДЕЛ IV. ДОГОВОРНЫЕ
ПРАВИЛА
IV.1. О чём следует договариваться прежде всего
IV.1.1. Как
обращаться друг к другу - на ты или на вы?
Если это деловая
переписка, то никаких вопросов нет - только на вы. В личной - всё намного
сложнее. Одни люди оскорбятся, если назвать их на ты, а другие, наоборот,
обидятся от обращения на вы. Как же быть?
Идеальный
вариант - если человек в своём сообщении или объявлении явно пишет, как к нему
следует обращаться. Фразу «можно на ты» следует воспринимать как «желательно на
ты». Но это не императив, и вы вправе не согласиться, если у вас другие
убеждения относительно местоимений «вы» и «ты». К сожалению, подавляющее
большинство пользователей не указывают, как к ним следует обращаться. А зря!
Сообщайте в своих объявлениях или первых письмах, как вы желали бы, чтобы к вам
обращались. Иначе вы рискуете, что будущий собеседник может вас непреднамеренно
обидеть.
Чаще встречаются
косвенные указания, особенно в брачных объявлениях. Например, если некая женщина
пишет в своём объявлении о желаемом избраннике: «Ты - мужественный, высокий,
волевой, добрый мужчина», то этим она косвенно разрешает обращаться к себе на ты
тому, кто с серьёзными намерениями ответит ей по E-mail.
Если вы не
знаете, как лучше всего обратиться к собеседнику в первом письме, то попробуйте
составить текст так, чтобы в нём не было местоимений «ты» и «вы». А в письме
задайте вопрос, как следует к нему обращаться. Лучше, если этот вопрос будет в
косвенной форме, например: «Предлагаю говорить друг другу ты».
Кстати, есть в
Сети неписанное правило, что к равному себе в чатах, форумах и электронной почте
можно обращаться на «ты».
IV.1.2.
Какими вариантами имени можно величать адресата?
В первый раз
именовать человека в приветствии следует только так, как он сам представился (в
объявлении, в первом письме или другим образом). Если вам не нравится этот
вариант имени, все равно вы обязаны в первый раз величать собеседника именно
так. Но в письме задайте вопрос о более подходящих, на ваш вкус, вариантах
имени, например: Можно я буду называть тебя (вас) не Ирина, а Ира? Большинство
на это обычно соглашается, но спрашивать разрешение нужно обязательно.
IV.1.3.
Если нужно изложить несколько разных тем, то как их лучше оформить - в разных
письмах или всё в одном?
Как быть, если
вы желаете послать одному человеку информацию сразу по нескольким разным темам -
в одном письме или в разных? Спросите об этом у вашего адресата. Пошлите сначала
одно письмо на одну тему, а в нём задайте вопрос, как было бы ему комфортнее
работать с корреспонденцией - либо всё в одном письме, либо - в разных?
IV.1.4.
Сколько времени нужно на обдумывание ответа вам и вашему собеседнику?
В начале
переписки очень важно договориться, сколько времени потребуется каждому из вас
для обдумывания и составления очередного письма. Один из участников переписки
ждёт ответа на своё письмо чуть ли не немедленно, но другому для ответа нужна
неделя, а то и месяц... Поэтому, чтобы не обмануть ожиданий друг друга, а также
для того, чтобы переписка была гармоничной, договоритесь о сроках ответов на
письма.
IV.1.5.
Нужно выяснить, сохраняет ли ваш адресат полученные письма и свои ответы. Если
нет, то нужно ли приклеивать к своему письму так называемый Original message для
удобства?
Пользователям
электронной почты желательно вести подробный протокол переписки, сохраняя тексты
писем и их даты. Если вы подзабудете, о чём писали в одном из предыдущих писем,
то сможете, открыв протокол, посмотреть точные формулировки. Кстати, почтовая
программа Outlook Express сохраняет все входящие и отправленные письма со всеми
реквизитами (если сообщения не удалять принудительно), но этот протокол пропадёт
после переустановки операционной системы (если - с предварительным
форматированием жёсткого диска), поэтому дубликат протокола переписки желательно
сохранять на независимом носителе.
При составлении
ответа с использованием клавиши «Ответить на письмо» программа автоматически
переносит текст письма, на которое вы отвечаете, в окно для составления ответа.
Если ваш визави сохраняет все полученные и отосланные письма, то вы обязательно
должны уничтожить Original message. Если вы этого не сделаете, то, во-первых,
доставите получателю досаду (а то и обиду) из-за наличия в письме совершенно
ненужной ему информации, и во-вторых, будете перегружать сеть пересылкой лишнего
и никчемного.
В первый раз
лучше прислать ответ вместе с Original message, но не забудьте спросить, нужно
ли так поступать в последующих письмах.
IV.2. Что можно выяснить потом
IV.2.1.
Какие письма предпочитает ваш визави - короткие или длинные?
У разных людей
различны ожидания относительно длины писем. Одни предпочитают короткие письма,
где ответы на их вопросы даны лаконично, по существу и ничего сверх того. Другие
обожают длинные письма, с лирическими отступлениями, текущими новостями и
рассказами о различных событиях из жизни отправителя. И составлять сообщения
нужно, учитывая предпочтения вашего визави, чтобы не обмануть его ожиданий. И
спросить о желаемых объёмах писем, прямо или косвенно, вполне допустимо и
желательно в начале переписки. Учитывая
предпочтения адресата, не забывайте, что объём сообщения должен соответствовать
содержанию, тематике и целям переписки.
IV.2.2. По
обоюдному согласию вы можете в письмах нарушать любые правила этикета, кроме
тех, которые относятся к безопасности.
В принципе, что
и как пишут друг другу два человека - это их личное дело. По обоюдному согласию
они могут нарушать и такие правила, несоблюдение которых нанесло бы всем другим
тяжкие оскорбления. Но и в этом случае они не должны нарушать требований,
рассмотренных в первом разделе. Ведь эти правила касаются безопасности, а она
зависит не только от них двоих, но ещё и от третьих лиц с их злым умыслом. И
если не соблюдать требований безопасности, то последствия могут быть самыми
тяжёлыми.
IV.2.3.
Расспросите собеседника, какая у него компьютерная техника, программное
обеспечение и связь с Интернетом.
Спрашивать о
технике, программах и типе связи с Сетью нужно вовсе не ради праздного
любопытства, а для того, чтобы более эффективно пользоваться электронной почтой
(или другими средствами коммуникации). Например, если у вашего визави связь с
Интернетом является низкоскоростной, то обязаны избегать посылать ему письма с
объёмистыми вложениями.
Гарин Юрий Георгиевич, личный
сайт - http://yury-humanitas.boom.ru |